Историко-мемориальная работа

Выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» открыла год 75-летия Победы в Хорватии

Compressed file

27 февраля в художественной галерее «Шира» в Загребе состоялось открытие выставки «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода».

Выставка, подготовленная посольством России в Хорватии, представительством Россотрудничества в Хорватии, Фондом Александра Печерского, Академией живописи и галереей «Шира» при участии Евро-Азиатского еврейского конгресса, приурочена к празднованию 75-летия Победы. Хорватскому зрителю впервые были представлены около 30 живописных и графических работ из цикла Меера Аксельрода «Немецкая оккупация».

В торжественном открытии выставки приняли участие посол России в Хорватии Анвар Азимов,  мэр Загреба Милан Бандич, председатель Фонда Александра Печерского Илья Васильев, декан Академии живописи Томислав Бунтак, представитель Россотрудничества в Хорватии Наталья Якимчук, многочисленные представители дипломатического корпуса, официальных властей и журналисты.

Специальным гостем церемонии стал внук Меера Аксельрода художник Михаил Яхилевич. «С большим волнением открываю первую в Европе выставку работ моего деда Меера Аксельрода, посвященных трагической теме нацистской оккупации. Год 75-летия Победы – событие мирового масштаба, которое широко отмечается не только в России, но и в Израиле, и в Европе,» - отметил он в своем выступлении.

Музыкальным подарком гостям стали произведения Сергея Рахманинова в исполнении солистки оркестра Большого театра Екатерины Иваненко и профессора загребской Академии музыки Юлии Губайдуллиной.

Большая часть художественных работ была создана в 1942–1943 годах в Алма-Ате, где Меер Аксельрод работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Ужасы войны и Холокоста, беседы с беженцами из Польши и Белоруссии потрясли его. Одну за другой он создает десятки картин, рисунков, набросков с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». Эта серия, за которую Аксельрода назвали «Гойей XX века», — не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом. До самого недавнего времени о существовании цикла не было известно даже специалистам: работы хранились в архиве семьи художника и вместе не экспонировались.

Compressed file
Compressed file
Compressed file